Особенности маркировки молока и молочной продукции
Маркировка молочной продукции проводится на основании норм ТР ТС 022/2011 и ТР 033/2013. Также при разработке этикетки продукции предприниматель должен учитывать нормы и требования, указанные в ФЗ «О защите прав потребителя».
Особенности маркировки молочной продукции – что должно быть указано на этикетке?
Сведения, которые указываются на упаковке или этикетке товаров, не должны противоречить нормам ТР ТС 022/2011 и ТР ТС 033/2013.
Маркировка молока и молочной продукции предполагает нанесение информации о:
- названии продукта питания;
- предприятии-изготовителе и его местонахождение;
- название юр.лица, уполномоченного принимать претензии по качеству;
- массовой доле жира;
- наличии заменителя жира (при условии его присутствия в составе продукта);
- массе изделия в упаковке;
- составе (перечень ингредиентов указывается в порядке убывания массовой доли);
- пищевой и энергетической ценности и иной.
Дополнительно на упаковку может быть нанесен штрих-код. Это графический объект, включающий в себя закодированную последовательность цифр.
Необходимо помнить, что:
- нельзя указывать недостоверную информацию;
- не допускается намеренно скрывать информацию о составе продукции и любые другие сведения, что может ввести потребителя в заблуждение;
- запрещено использовать сведения, которые производитель не сможет подтвердить документально (например, об отсутствии ГМО).
Помимо указанной информации на упаковку товаров должен быть нанесен знак «ЕАС».
Нанесение единого знака «ЕАС»
Молоко и молочные продукты попадают под действие ТР ТС 021/2011, 022/2011, 029/2012 и 033/2013.
Для возможности их реализации на территории ЕАЭС предпринимателю необходимо зарегистрировать декларацию. Регистрация декларации о соответствии проводится на основании протокола испытаний. Это официальный документ, который включает в себя исследования, проводимые с образцами товара для определения соответствия продукции требованиям, предъявляемым техническими регламентами.
При наличии разрешительного документа – декларации на молоко, на упаковку товаров наносится единый знак «ЕАС».
Отсутствие декларации или единого знака «ЕАС» на маркировке – это повод для привлечения предпринимателя к ответственности.
Обязательная маркировка
С 2021 в РФ вводится обязательная маркировка для молока и продуктов, произведенных на его основе. Это означает, что импортер или производитель товаров должен зарегистрироваться в системе «Честный знак», описать товары в Нац.каталоге, заказать коды маркировки и нанести их на каждое изделие.
Обязательная маркировка продукции требует приобретения специализированного оборудования и программного обеспечения. Производитель или импортер заказывают необходимое количество уникальных кодов с учетом планируемого объема выпуска или ввоза товара. Сразу после нанесения их на продукцию информация поступает в единую базу системы и выводится после покупки товара конечным потребителем.
Маркировка молока для государства – это:
- контроль движения товаров с момента производства или импорта на территорию РФ до того, как продукт приобретет конечный потребитель;
- вывод с рынка небезопасной продукции – отсутствие обязательной маркировки чаще всего означает, что товар произвели или ввезли нелегально. Нелегальная продукция, в свою очередь, нередко не отвечает требованиям качества и безопасности;
- предоставление возможности компаниям, функционирующим на рынке в рамках закона, занимать ниши, освободившиеся после вывода из оборота нелегальной продукции.
В соответствии с ПП РФ № 792-р установлены следующие сроки маркировки для молока и продукции, производимой на его основе:
- мороженое, сыры и лед, не включающие или включающие в свой состав какао – с 1 июня 2021 года;
- молокопродукты, имеющие срок годности более 40 суток, кроме сыра пищевого льда, которые включают или не включают какао – с 1 сентября 2021 года;
- молокопродукты, которые имеют срок годности более 40 дней, кроме сыра, мороженого и льда – с 1 декабря 2021 года.